
Свечи зажигания играют важную роль в работе автомобиля. Задача элемента – преобразование электрической энергии в искровой разряд, который воспламеняет смесь топлива и воздуха, расположенную в цилиндрах. В итоге заводится и работает двигатель. Чтобы смесь сгорала эффективно, система зажигания должна непрерывно создавать искровой заряд.
Со временем данная деталь выходит из строя. Замена свечей зажигания выполняется по разным причинам, например, из-за естественного износа, механических повреждений, применения топлива плохого качества.
Признаки и причины неисправности
На то, что деталь пора менять, указывает ряд признаков. Среди них:
- Сложности с запуском двигателя, которым сопутствует долгая работа стартера.
- Мотор «троит», т.е. при движении авто дергается, тяга и мощность отсутствуют, а динамические характеристики заметно ухудшаются.
- Существенное увеличение расхода топлива.
- Увеличение содержания CO в выхлопных газах.
- Мотор не набирает достаточное количество оборотов.
Перечисленные симптомы также могут указывать и на другие поломки автомобиля. Но, если возник хотя бы один из этих признаков, в первую очередь все-таки проверяют систему зажигания.
Из-за чего данные элементы выходят из строя? К причинам относятся следующие:
- естественный износ из-за длительной эксплуатации;
- сильный нагар, попадание масла на электроды;
- шлаковые отложения;
- поломка центрального электрода;
- износ разъема;
- расплавление.
Обычно ломается только одна свеча. Если сломано два элемента, двигатель не заведется. Если одновременно сломалась вся система зажигания, нужно искать причину в ЭБУ
Конструкция и виды свечей зажигания
Конструктивно элемент состоит из следующих частей:
- резьба;
- боковой электрод;
- ободок – торец корпуса;
- центральный электрод;
- тепловой конус изолятора.
Замена может потребоваться при выходе из строя любого элемента конструкции. Чаще ломаются центральный или боковой электроды.
Существуют разные виды свечей зажигания. В дизельных авто они называются свечи накаливания. Различаются элементы по типу электродов и делятся в соответствии с этим параметром на:
- Стандартные. В них установлен электрод из никелевого сплава. Сама дешевая разновидность детали.
- Иридиевые. Отличаются высокой износостойкостью. Наконечник в центральном электроде изготовлен из иридиевого сплава. Деталь служит в два раза дольше, чем стандартный элемент.
- Платиновые. Самые надежные на данный момент. В центральном электроде установлены платиновые пластины. Производители заявляют, что платиновые свечи выдерживают 100 тыс километров пробега.
От формы, количества, материала электрода зависят характеристики работы двигателя. Поэтому при выборе свечей для автомобиля учитывают параметры мотора, проверяют, соответствуют ли они выбранному товару. Конечно, лучше проконсультироваться у механика, который точно скажет, какие элементы стоит установить в конкретном случае.
Как определить неисправность
В нормальном состоянии резьба детали – сухая, ободок – темный, с тонким слоем нагара, а цвет электродов – белесый, светло-серый, светло-желтый или светло-коричневый. При неисправности:
- Резьба мокрая из-за масла или бензина.
- На ободке – пятнистый или черный рыхлый нагар.
- На сгибе бокового электрода есть желтое пятно, цвет электродов – темно-коричневый.
При негерметичной установке темные ободки появляются снаружи металлического корпуса или на изоляторе. Также появляется нагар. Его можно очистить, если на детали нет оплавлений и других повреждений. В противном случае, нужна замена.
Как часто меняют свечи?
По рекомендациям производителей, выполнять замену нужно после 15-20 тыс пробега авто. Платиновые или иридиевые свечи могут выдержать 100 тыс пробега, но при условии, что в машине установлен новый двигатель.
Четкой градации сроков нет. Но опытные автолюбители считают, что замену лучше выполнять ежегодно, перед началом осенне-зимнего сезона. Внеочередная замена производится после долгого простоя авто, большого аварийного или капитального ремонта.
Как выполняется замена свечей
Сегодня выпускается большое разнообразие моделей автомобилей. Но алгоритм замены практически одинаков, хотя некоторые нюансы из-за конструкции мотора все-таки присутствуют. Меняют свечи только при выключенном двигателе, который предварительно должен остыть. При работе используется ряд специализированных инструментов:
- свечной ключ-трещотка с удлинителем;
- свечная головка;
- инструмент, замеряющий искровой зазор между электродами;.
- новый набор свечей;
- стандартные слесарные инструменты, с помощью которых демонтируется защитный кожух двигателя;
- диэлектрическая смазка и силиконовый компаунд.
Процедура проводится поэтапно:
- С двигателя снимается защитный кожух и прочие элементы конструкции, ограничивающие доступ к системе зажигания.
- Компрессором или щеткой убирается грязь. Это обязательная процедура, иначе мусор может попасть в дальнейшем в свечной колодец.
- Со свечных элементов снимают клемму. Выполнять процедуру нужно аккуратно во избежание повреждения проводки или колпачка.
- С помощью свечного ключа с удлинителем и свечной головкой выкручивается старый элемент. Меняют свечи по одной.
- Проверяется резьба свечного колодца, также ее очищают, смазывают диэлектрической смазкой. На клемму, предназначенную для подключения, наносят компаунд.
- Проверяются клеммы и провода, очищаются. Если изоляция или клеммы повреждены или изношены, их меняют. Для выявления повреждений проверяют сопротивление изоляции.
- В колодец вкручивают новый элемент. При этом используется динамометр, определяющий крутящий момент. Важно не перекрутить деталь во избежание повреждения резьбы и нарушения теплообмена.
- Подсоединяется клемма.
- Демонтированные запчасти устанавливаются в обратном порядке.
Если неисправная свеча сжигала топливо не полностью, значит, под ней осталось некоторое количество топливной смеси. После установки нового элемента понадобится время для сжигания этого остатка, поэтому обороты двигателя могут превышать обычные. Не стоит этого бояться – через пару минут после запуска все будет нормально.
Стоит ли обращаться в автосервис? Конечно, да. Это сложный процесс, особенно для простого обывателя. Если какие-то нюансы не учтены, замена свечей может закончиться плачевно.
Ошибки при выполнении процедуры
Неопытные пользователи часто допускают 3 распространенные ошибки при выполнении процедуры:
- Грязь в свечных колодцах. В колодцах скапливаются мусор, грязь, масло и вода. Перед выкручиванием элементов колодцы очищают, например, продувают компрессором. Если свечи выкрутить сразу, грязь, масло или вода могут проникнуть в цилиндры, а это чревато гидроударом.
- Некорректная затяжка. Главное – правильно затянуть свечные элементы. Они должны вворачиваться без усилий до упора. Если приходится прикладывать усилия, значит, резьба нуждается в очистке от грязи или восстановлении. Если сильно перетянуть, можно повредить резьбу. Если закрутить их, наоборот, слабо – нарушится теплоотдача или элемент вылетит.
- Замена «на горячую». Менять элемент при горячем двигателе – опасно. Пользователь может сильно обжечься. Кроме того, это чревато повреждением резьбы.
Чтобы избежать перечисленных ошибок, лучше сразу обратиться к профессионалам, которые знают о нюансах замены свечей и выполняют процедуру правильно, с точным соблюдением последовательности.
В автоцентре «Витебский» работают мастера с большим опытом, которые заменят свечи зажигания в автомобиле в сжатые сроки. Чтобы записаться на ТО, обратитесь к менеджерам автоцентра по контактам, опубликованным на сайте.