Существуют два диаметрально противоположных взгляда на этот вопрос: некоторые автовладельцы считают, что двигатель нужно полностью прогреть на холостых оборотах, другие же придерживаются мнения, что прогрев на холостых сокращает ресурс мотора. Кто же прав?
Истина, как водится, где-то посередине.
Бензиновые двигатели старых моделей, в которых использовалось минеральное моторное масло, действительно нужно было прогревать как следует, поскольку это масло сильно густеет при низких температурах, а дефицит смазки приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы, подшипников коленвала и распредвала. Современные автомобили снабжены умной электроникой, которая самостоятельно регулирует работу двигателя с учетом всех параметров. Но при экстремально низких температурах густеют даже современные синтетические масла, поэтому прогрев перед началом движения все же требуется, в том числе и для коробки передач, особенно автоматической.
Однако следует принять во внимание, что в непрогретом моторе, работающем на холостых, топливо-воздушная смесь поступает переобогащенной и не сгорает полностью. Это приводит к повышенному отложению нагара в камере сгорания, а также на свечах зажигания у бензинового и «замасливание» распылителей форсунок у дизельного, который на холостых прогревается крайне медленно. Смолистый налет, образующийся на клапанах дизеля, постепенно накапливается, со временем ухудшает прилегание клапана к седлу и может привести даже к застопориванию клапана.
Автопроизводители и специалисты СТО рекомендуют для зимних условий непродолжительный прогрев, например, пока вы смахиваете снег с автомобиля, то есть в течение не более трех-пяти минут. После этого можно начинать движение, под рабочей нагрузкой мотор прогреется значительно быстрее, чем на холостых. Правда, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 80-90 градусов, не стоит «раскручивать» мотор выше 2000 об/мин, рекомендуется избегать резких ускорений. Такой режим прогрева является оптимальным и для мотора, и для окружающей среды, поскольку при работе под нагрузкой топливо сгорает более эффективно, что снижает выброс вредных веществ в атмосферу.
Ориентировочное время прогрева двигателя на холостых в зависимости от температуры воздуха:
- от 0° до +5° — достаточно 1-2 минуты;
- от -10° до 0° — приблизительно 2 минуты;
- от -20° до -10° — от 3 до 5 минут;
- при -20° и ниже — не менее 5 минут.
При экстремально низких температурах рекомендуется прогреть также коробку передач и гидроусилитель руля. Для АКПП нужно перевести селектор в положение D, удерживая нажатой педаль тормоза, и посидеть так пару минут, затем еще пару минут прогреть коробку, переведя селектор в положение R. Механическую коробку нужно прогреть, переключая ее несколько раз последовательно от первой до высшей передачи и обратно, а также в положение «задний ход». Для прогрева гидроусилителя нужно несколько раз медленно и плавно покрутить руль вправо и влево.
Полезно помнить, что в нашей стране и в некоторых других, например, в Германии и Финляндии, действуют ограничения на время стоянки с работающим двигателем. В России за стоянку продолжительностью более 5 минут в жилых зонах штраф составляет 1,5 тыс. рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3 тыс. рублей).